В нефтегазовом секторе на фоне низких цен на нефть произошла наиболее крупная за прошедшее десятилетие сделка по покупке концерном Royal Dutch Shell британской BG Group. Как заявил немецкому изданию DW эксперт по сырьевому рынку Евгений Вайнберг, это может дать импульс целой череде подобных слияний.
Предполагается, что около 65 млрд евро будет уплачено британско-нидерландским нефтегазовый концерном Royal Dutch Shell за британскую BG Group, которая специализируется на добыче природного газа. Учитывая, что цена на нефть в течении последнего года обвалилась практически почти в два раза, вызвало финансовый кризис во всей сфере нефтегазодобычи, это решение многие эксперты посчитали преждевременным. Однако Вайнберг, возглавляющий аналитическое управление по сырьевым рынкам Commerzbank во Франкфурте-на-Майне так не считает.
“На первый взгляд, конечно, эти вещи друг другу противоречат. Но при повторном рассмотрении становится понятно, что из-за плохих исходных условий все как раз таки очень логично. Для меня такие сделки — сигнал о том, что для многих предприятий наступает момент истины. С другой стороны, некоторые концерны хотят воспользоваться низкими ценами и рассчитывают на значительный рост котировок в долгосрочной перспективе. Предприятия вкладывают свои денежные ресурсы, накопленные за последние годы, с тем чтобы выйти из кризиса окрепшими”, – сказал Вайнберг изданию DW.
Как полагает Вайнберг, текущее положение дел в области лишний раз убедительно обосновывает старую истину: «чем больше, тем лучше». Те компании, которые грамотно расходовали средства и сумели сэкономить больше других, создав себе больший объем финансовых резервов, значительно увереннее остальных проходят период волатильности в период низких цен.
“Я хорошо помню, как в конце 1990-х была фаза крупных слияний и поглощений в энергетическом секторе. BP купила североамериканский концерн Amoco. Затем последовало поглощение концерном Total компании Elf Aquitaine. В те годы наблюдался значительный переизбыток предложения нефти. Баррель стоил каких-то 10 долларов. В отрасли царили неуверенность и страх”, — отметил Вайнберг.
Сейчас ситуация на нефтяном рынке очень схожая с той, которая была прежде. Во-первых, очевидно перепроизводство сырья в условиях общего экономического спада. Во-вторых, приходит в завершающую стадию урегулирование атомной проблемы Ирана. Практически это развязывает руки Ирану и на мировой рынок нефти может произойти вброс дополнительных объемов иранского «черного золота», а это неизбежно потянет цены вниз. Но в долгосрочной перспективе, полагает Вайнберг, потенциал для роста цен достаточно велик. Именно это обстоятельство дает достаточно оснований вложить средства в этот сектор экономики. Вполне возможно, что в самое ближайшее время произойдут похожие слияния.
Вместе Shell и BG становятся одним из крупнейших поставщиков сниженного газа. По мнению Вайнберга, сегодня постепенно происходит отход от того принципа, согласно которому цена на газ высчитывалась исходя из цены на нефть, что в дальнейшем должно привести к появлению единого газового рынка.
“Постепенно происходит освобождение газовых котировок от нефтяных. С одной стороны, до сих пор не существует единого газового рынка, но, с другой стороны, я думаю, что в будущем он появится. Поэтому я вижу у предприятий, занимающихся сжиженным газом, большой потенциал. Для данных компаний газовая составляющая — хорошее дополнение к общему спектру отраслей, в которых они заняты, и с прицелом на будущее уже начинается битва за долю на рынке.” – говорит Вайнберг.
|