В качестве приоритетных версий катастрофы Як-42 под Ярославлем рассматривается отказ одного из двигателей, а также непрофессиональные действия пилотов, которые, несмотря на возникшие проблемы, пытались поднять самолет в воздух. Как сообщил "Интерфаксу" источник в комиссии по расследованию причин крушения, самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и проехал по траве примерно 400 метров. "При этом на газоне остались следы только от задних тележек. Это свидетельствует о том, что пилоты пытались поднять самолет в воздух", - сказал он. Он дал понять, что в данном случае пилоты должны были предпринять экстренное торможение, но вместо этого они до последнего момента пытались поднять его в воздух. Почему они действовали именно так - непонятно. Ранее эти две версии причин - ошибка экипажа или технический сбой - озвучивали эксперты и Следственный комитет. В то же время, как отметил источник агентства, экипаж не сообщал диспетчеру о технических проблемах. Последними словами пилотов, которые он услышал, была просьба разрешить взлет. Ранее в СМИ было озвучено мнение источника в авиационных кругах о том, что технические характеристики Як-42 не позволяют ему взлетать на двух двигателях при сломанном третьем. Но, комментируя это, в Татарстанском межрегиональном управлении Росавиации заявили, что Як-42 все же может это сделать. Тем более, что самолет был не загружен: в салоне было чуть более 40 человек при вместимости 120, добавил руководитель управления Шавкат Умаров. Он подтвердил, что разбившийся самолет в середине августа проходил техобслуживание в Казани, в сертифицированном центре по обслуживанию воздушных судов. "Техобслуживание прошло нормально, выдана соответствующая документация установленного образца, самолет полетел работать дальше", - сказал он. Умаров, однако, затруднился сказать, проверялись ли в этом центре двигатели. "Это зависит от количества налета часов того или иного двигателя: есть пятидесяти-, сто-, трехсотчасовые. В зависимости от этого и проводятся определенные виды работ", - пояснил он. Глава управления уклонился от ответа на вопрос о возможных, на его взгляд, причинах трагедии. "Я ничего не могу сказать, все может быть, идет расследование. Но то, что это произошло на взлете, говорит о том, что произошло что-то неординарное. Когда вы одно и то же делаете каждый день, это у васдолжно получаться, а тут что-то. Предположить даже тяжело", - цитирует его "Интерфакс". По мнению Умарова, то, что разбившийся под Ярославлем самолет 1993 года выпуска и имел сертификат летной годности до 1 октября 2011 года, никакого значения не имеет. "Это как в случае с техобслуживанием автомобиля: самолет раз или два раза в год проходит техосмотр. В случае положительного результата очередной проверки этот самолет мог летать еще тысячу лет", - сказал он, подчеркнув, что Як-42 - надежный самолет. "У нас все самолеты надежные. А упасть может и совсем новенький самолет, как это случилось с совсем новеньким самолетом Airbus во Франции. Всякое бывает", - заключил Умаров. В Ярославской области объявлен траур: из 45 человек на борту выжили лишь двое В связи с авиакатастрофой, в которой погибли хоккеисты и тренеры ярославского "Локомотива", губернатор области Сергей Вахруков объявил трехдневный траур с 9 по 11 сентября, передает ИТАР-ТАСС. Напомним, из 45 человек, находившихся на борту, выжить удалось только двоим - члену экипажа Александру Сизову и нападающему "Локомотива" и сборной РФ Александру Галимову. Всем родственникам погибших региональные власти выплатят по 300 тысяч рублей. Мэрия Ярославля выплатит им по 150 тысяч рублей. Авиакомпания "Як-Сервис", которой принадлежал разбившийся самолет, выплатит семьям по 2 миллиона рублей. На брифинге в аэропорту "Туношна" в четверг Вахруков подчеркнул, что главная задача сейчас - завершение подъема тел и работа с родственниками: "Идет опознание, с родственниками погибших работают психологи. Специально созданная комиссия занимается организацией похорон и отправкой тел". "Правительство области определило несколько мест для похорон, то есть это некие компактные места, где можно будет похоронить хоккеистов, жертв авиакатастрофы, и куда могут приходить ярославцы, чтобы почтить память. Но решение, естественно, будут принимать родственники", - добавил глава региона. Западная пресса вспомнила единственный похожий случай - гибель хоккейной сборной СССР при Сталине Западная пресса откликнулась на трагедию статьями, в которых оплакивает дальнейшую судьбу ярославского хоккея, вспоминает страшные исторические примеры и клеймит качество обслуживания и безопасности российского авиатранспорта. "В России был только один несчастный случай, сопоставимый с гибелью "Локомотива", - пишет The New York Times. - В 1950 году погибла буквально вся сборная СССР по хоккею, когда на подлете к аэропорту Свердловска самолет потерпел крушение в условиях снежной бури. Администратор команды Василий Сталин скрыл этот факт, опасаясь реакции отца. Сталин-младший немедленно набрал новую команду, и отец, видимо, так и не заметил разницы". По мнению газеты, катастрофа под Ярославлем нанесет сильный ущерб российскому хоккею. Бизнесмены и госкомпании вкладывают много денег в Континентальную хоккейную лигу, в том числе в вербовку иностранных звезд. "После авиакатастрофы эти звезды наверняка задумаются, стоит ли принимать предложения", - говорится в статье, на которую ссылается InoPressa. В поселке Туношна, где разбился самолет, журналисты наблюдали, как молодые парни бьют в колокола местной церкви. 16-летний Евгений Базуренко и его друзья, одетые в фуфайки и шарфы "Локомотива", стояли с каменными лицами. "Не знаю, наберут ли новую команду, кто будет за нее играть. Я только знаю, что ближайшие пять лет в Ярославле не будет хоккея", - цитирует издание Базуренко. Кроме того, вчерашнее крушение - это очередное страшное свидетельство проблем с безопасностью на авиатранспорте в России, продолжают американские журналисты. Они напоминают, что в этом году произошло восемь авиакатастроф со смертельным исходом, в том числе шесть - с июня по сей день. The Los Angeles Times пишет, что ярославский "Локомотив" пал жертвой такой хронической болезни России, как низкое качество обслуживания и неудовлетворительная безопасность на авиатранспорте. Газета приводит слова замминистра транспорта Валерия Окулова о том, что с 1 января будут списаны пассажирские авиалайнеры, не оснащенные автоматическим оборудованием, предупреждающим о потенциальном столкновении с землей или другими объектами. "Как минимум один эксперт говорит, что этого недостаточно", - отмечает автор. Бывший летчик-испытатель Александр Акименков поясняет: "Не все самолеты российского производства удастся заменить иностранными, поскольку для зарубежных самолетов у нас просто нет надлежащей инфраструктуры". Вдобавок, по его словам, пилоты не проходят надлежащего обучения для управления в кризисных ситуациях российскими самолетами с минимумом бортовой электроники. "Мне очень не хочется так говорить, но ситуация плохая, и самолеты будут разбиваться вновь и вновь", - предупредил он. Корреспондент L.A. Times, как и коллеги из Нью-Йорка, тоже предполагает, что из-за авиакатастрофы привлекательность Континентальной хоккейной лиги, которая позиционируется как альтернатива американской Национальной хоккейной лиге, поблекнет. Были "предвестники" катастрофы, но на них не обратили внимания В свою очередь российская пресса обращает внимание, что "тревожные звоночки" были незадолго до катастрофы - инциденты с самолетами "Як" произошли в Анапе и Новом Уренгое, но никто не придал этому значения. Два ЧП с пассажирскими Як-40 и Як-42 произошли всего две недели назад в один день - 25 августа 2011 года, пишет "Российская газета". В аэропорту Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ) у самолета Як-42 во время посадки возникли проблемы с левым шасси. Находившиеся на борту самолета авиакомпании "Иж-авиа" 88 человек, в том числе три члена экипажа, были эвакуированы, никто не пострадал. В другом случае Як-40 благополучно сел в Анапе, несмотря на лопнувшее шасси. Оба рейса выполнялись из Москвы. Издание также вспоминает про катастрофу 28 июня 1982 года с самолетом Як-42, который выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Киев. Находясь на маршруте, самолет потерял контроль управления и упал с высоты 10 тысяч метров в районе города Мозырь в Белоруссии. Погибли все 132 человека, находившихся на его борту. Причиной крушения стало разрушение механизма управления горизонтальным стабилизатором. После катастрофы всем самолетам Як-42 была запрещена эксплуатация, а их производство было остановлено на два года. В конце 1984 года после технической доработки полеты возобновились. С 1980 по 2002 год было выпущено 183 самолета, сообщили "Комсомольской правде" в ОКБ имени А.С Яковлева. Сегодня в России продолжают летать не более ста ЯК-42. Они имеют не только большой износ (около 50%), но и проблемы с обеспечением деталей. Большинство бортов (172) были выпущены на Саратовском заводе, который закрылся. В развале и уничтожении Саратовского авиационного завода есть доля вины и руководства авиакомпании, приводит газета мнение одного из инженеров ОКБ. Что было на самом деле, техника виновата или человек разберется комиссия. Но ясно, что основная причина - развал авиационной промышленности. Делается все, чтобы уступить место западным самолетам, подытожил он.
|